6.2
Адреса и указатели
6.3
Объявления указателей
6.4
Выделения и освобождение динамической
памяти
6.5
Использование указателей
6.6
Процедуры и функции для работы с
динамической памятью
6.7
Администратор кучи
6.8
Связанные ссылки
Тест на закрепление темы
оглавление
6.1. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
Все переменные, объявленные в программе, размещаются в одной непрерывной области оперативной памяти, которая называется сегментом данных. Длина сегмента данных определяется архитектурой микропроцессора 8086 и составляет 65536 байт, что может вызвать известные затруднения при обработке больших массивов данных. С другой стороны объем памяти ПК (обычно не менее 640 Кбайт) достаточен для успешного решения задач с большой размерностью данных. Выходом из положения) может служить использование так называемой динамической памяти.
Динамическая память - это оперативная память ПК, предоставляемая программе при ее работе, за вычетом сегмента данных (64 Кбайт), стека (обычно 16 Кбайт) и собственно тела программы. Размер динамической памяти можно варьировать в широких пределах (см. прил.1). По умолчанию этот размер определяется всей доступной памятью ПК и, как правило, составляет не менее 200...300 Кбайт.
Динамическая память - это фактически единственная возможность обработки массивов данных большой размерности. Многие практические задачи трудно или невозможно решить без использования динамической
памяти. Такая необходимость возникает, например, при разработке систем автоматизированного проектирования (САПР): размерность математических моделей, используемых в САПР, может значительно отличаться в разных проектах; статическое (т.е. на этапе разработки САПР) распределение памяти в этом случае, как правило, невозможно. Наконец, динамическая память широко используется для временного запоминания данных при работе с графическими и звуковыми средствами ПК.
Динамическое размещение данных означает использование динамической памяти непосредственно при работе программы. В отличие от этого статическое размещение осуществляется компилятором Турбо Паскаля в процессе компиляции программы. При динамическом размещении заранее не известны ни тип, ни количество размещаемых данных, к ним нельзя обращаться по именам, как к статическим переменным.
Оперативная память ПК
представляет собой совокупность
элементарных ячеек для хранения
информации - байтов, каждый из которых
имеет собственный номер. Эти номера
называются адресами, они позволяют
обращаться к любому байту памяти.
Турбо Паскаль предоставляет в
распоряжение программиста гибкое
средство управления динамической
памятью - так называемые указатели.;
Указатель - это переменная,
которая в качестве своего значения
содержит адрес байта памяти.
В ПК адреса задаются
совокупностью двух шестнадцатиразрядных
слов, которые называются сегментом и
смещением. Сегмент - это участок памяти,
имеющий длину 65536 байт (64 Кбайт) и
начинающийся с физического адреса,
кратного 16 (т.е. 0,16,32,48 и т.д.). Смещение
указывает, сколько байт от начала
сегмента необходимо пропустить, чтобы
обратиться к нужному адресу.
Адресное пространство ПК
составляет 1 Мбайт (речь идет о так
называемой основной памяти ПК; на
компьютерах класса IBM PC/AT адресное
пространство составляет 16 Мбайт; такие ПК
могут иметь до 15 Мбайт дополнительной
памяти, однако в Турбо Паскале нет
средств, поддерживающих работу с
дополнительной памятью). Для адресации в
пределах 1 Мбайта нужно 20 двоичных
разрядов, которые получаются из двух
шестнадцатиразрядных слов (сегмента и
смещения) следующим образом (рис.7):
содержимое сегмента смещается влево на 4
разряда, освободившиеся правые разряды
заполняются нулями, результат
складывается с содержимым смещения.
Рис.7. Схема формирования адреса в ПК
Фрагмент памяти в 16 байт
называется параграфом, поэтому можно
сказать, что сегмент адресует память с
точностью до параграфа, а смещение - с
точностью до байта. Каждому сегменту
соответствует непрерывная и отдельно
адресуемая область памяти. Сегменты
могут следовать в памяти один за другим
без промежутков или с некоторым
интервалом, или, наконец, перекрывать
друг друга.
Таким образом, по своей внутренней
структуре любой указатель представляет
собой совокупность двух слов (данных типа
WORD), трактуемых как сегмент и смещение. С
помощью указателей можно размещать в
динамической памяти любой из известных в
Турбо Паскале типов данных. Лишь
некоторые из них (BYTE, CHAR, SHORTINT, BOOLEAN)
занимают во внутреннем представлении
один байт, остальные - несколько смежных.
Поэтому на самом деле указатель адресует
лишь первый байт данных.
Как правило, в Турбо Паскале
указатель связывается с некоторым типом
данных. Такие указатели будем называть
типизированными. Для объявления
типизированного указателя используется
значок ^, который помещается перед
соответствующим типом, например:
var
p1 :^ integer;
p2: ^ real;
type
PerconPointer = ^ PerconPointer
PerconRecord = record
Name : string;
Job : string;
Next : PerconPointer
end;
Обратите внимание: при объявлении
типа PERCONPOINTER мы сослались на тип PERCONRECORD,
который предварительно в программе
объявлен не был. Как уже отмечалось, в
Турбо Паскале последовательно
проводится в жизнь принцип, в
соответствии с которым перед
использованием какого-либо
идентификатора он должен быть описан.
Исключение сделано только для указателей,
которые могут ссылаться на еще не
объявленный тип данных. Это исключение
сделано не случайно. Динамическая память
дает возможность реализовать широко
используемую в некоторых программах
организацию данных в виде списков. Каждый
элемент списка имеет в своем составе
указатель на соседний элемент (рис. 8), что
обеспечивает возможность просмотра и
коррекции списка. Если бы в Турбо Паскале
не было этого исключения, реализация
списков была бы значительно затруднена.
Рис. 8. Пример списочной структуры данных.
В Турбо Паскале можно объявлять
указатель и не связывать его при этом с
каким-либо конкретным типом данных. Для
этого служит стандартный тип POINTER,
например:
var
рр : pointer:
Указатели такого рода будем
называть нетипизированными. Поскольку
нетипизированные указатели не связаны с
конкретным типом, с их помощью удобно
динамически размещать данные, структура
и тип которых меняются в ходе работы
программы.
Как уже говорилось, значениями
указателей являются адреса переменных в
памяти, поэтому следовало бы ожидать, что
значение одного указателя можно
передавать другому. На самом деле это не
совсем так. В Турбо Паскале можно
передавать значения только между
указателями, связанными с одним и тем же
типом данных. Если, например,
var
p1, p2 : ^Integer;
рЗ : ^real;
рр : pointer;
то присваивание
р1 := Р2; вполне допустимо, в то время
как
р1 := РЗ;
запрещено, поскольку Р1 и РЗ указывают на
разные типы данных. Это ограничение,
однако, не распространяется на
нетипизированные указатели, поэтому мы
могли бы записать
рр := рЗ;
р1 := РР: и тем самым достичь нужного
результата.
Читатель вправе задать вопрос,
стоило ли вводить ограничения и тут же
давать средства для их обхода. Все дело в
том, что любое ограничение, с одной
стороны, вводится для повышения
надежности программ, а с другой -
уменьшает мощность языка, делает его
менее пригодным для каких-то применений.
В Турбо Паскале немногочисленные
исключения в отношении типов данных
придают языку необходимую гибкость, но их
использование требует от программиста
дополнительных усилий и таким образом
свидетельствует о вполне осознанном
действии.
6.4. ВЫДЕЛЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Вся динамическая память в
Турбо Паскале рассматривается как
сплошной массив байтов, который
называется кучей. Физически куча
располагается в старших адресах сразу за
областью памяти, которую занимает тело
программы.
Начало кучи хранится в
стандартной переменной HEAPORG (рис. 9), конец
- в переменной HEAPEND. Текущую границу
незанятой динамической памяти указывает
указатель HEAPPTR.
0
———> Старший адрес ———>
640К
| Системная область | Программа |
куча | Системная область |
HeapOrg ————————1
1 1
HeapPtr ——————————————1
1
HeapEND ————————————————1
Рис. 9. Расположение кучи в памяти ПК
Память под любую динамически
размещаемую переменную выделяется
процедурой NEW. Параметром обращения к
этой процедуре является типизированный
указатель. В результате обращения
указатель приобретает значение,
соответствующее динамическому адресу,
начиная с которого можно разместить
данные, например:
var
i, J : ^Integer;
r : ^real;
begin
new(l);
После выполнения этого фрагмента
указатель I приобретет значение, которое
перед этим имел указатель кучи HEAPPTR, а сам
HEAPPTR увеличит свое значение на 2, так как
длина внутреннего представления типа
INTEGER, с которым связан указатель I,
составляет 2 байта (на самом деле это не
совсем так: память под любую переменную
выделяется порциями, кратными 8 байтам -
см. п.6.7). Оператор
var
begin
new(p2);
new(p4);
release(p);
В этом примере процедурой MARK(P) в
указатель, P было помещено текущее
значение HEAPPTR, однако память под
переменную не резервировалась. Обращение
RELEASE(P) освободило динамическую память от
помеченного места до конца кучи. Рис. 10
иллюстрирует механизм работы процедур
NEW-DISPOSE и NEW-MARK-RELEASE для рассмотренной
примера и для случая, когда вместо
оператора RELEASE(P) используется, например,
DISPOSE(P3).
Рис. 10. Состояние динамической памяти:
а - перед освобождением; Ь - после DISPOSE (РЗ);
с - после RELEASE (Р)
Следует учесть, что вызов RELEASE
уничтожает список свободных фрагментов в
куче, созданных до этого процедурой DISPOSE,
поэтому совместное использование обоих
механизмов освобождения памяти в рамках
одной программы не рекомендуется.
Как уже отмечалось, параметром процедуры
NEW может быть только типизированный
указатель. Для работы с
нетипизированными указателями
используются процедуры:
GETMEM (Р, SIZE) - резервирование памяти;
FREEMEM(P, SIZE) - освобождение памяти.
Здесь Р - нетипизированный указатель;
SIZE - размер в байтах требуемой или
освобождаемой части кучи,
За одно обращение к куче процедурой GETMEM
можно зарезервировать до 65521 байта
динамической памяти.
Использование процедур GETMEM-FREEMEM,
как и вообще вся работа с динамической
памятью, требует особой осторожности и
тщательного соблюдения простого правила:
освобождать нужно ровно столько памяти,
сколько ее было зарезервировано, и именно
с того адреса, с которого она была
зарезервирована.
Нетрудно обнаружить, что наличие
нетипизированных указателей в Турбо
Паскале (в стандартном Паскале их нет)
открывает широки возможности неявного
преобразования типов. К сожалению, трудно
обнаруживаемые ошибки в программе,
связанные с некорректно используемыми
обращениями к процедурам NEW и DISPOSE, также
могут привести к нежелательному
преобразованию типов. В самом деле, пусть
имеется программа:
var
i,j: ^ integer;
r: real;
Begin
new(i); {i:= HeapOrg; HeapPtr:= HeapOrg+2}
j:= i; {j:= HeapOrg}
j^:= 2;
dispose(i);
new(r); {r:= HeapOrg; HeapPtr:= HeapOrg+6}
r^:= pi;
writeln(j^) {??}
end.
Что будет выведено на экран
дисплея? Чтобы ответить на этот вопрос,
проследим за значениями указателя HEAPPTR.
Перед исполнением программы этот
указатель имел значение адреса начала
кучи HEAPORG, которое и было передано
указателю i, а затем и j. После выполнения
DISPOSE(I) указатель кучи вновь приобрел
значение HEAPORG, этот адрес передан
указателю R в процедуре NEW(R). После того,
как по адресу R разместилось вещественное
число РI-3.14159, первые 2 байта кучи
оказались заняты под часть внутреннего
представления этого числа. 5 то же время J
все еще сохраняет адрес HEAPORG, поэтому
оператор WRITELN(J^) будет рассматривать 2
байта числа PI как внутреннее
представление целого числа (ведь J - это
указатель на тип INTEGER) и выведет 8578.
Подведем некоторые итоги. Итак,
динамическая память составляет 200... 300
Кбайт или больше, ее начало хранится в
переменной HEAPORG, а конец соответствует
адресу переменной HEAPEND. Текущий адрес
свободного участка динамической памяти
хранится в указателе HEAPPTR.
Посмотрим, как можно использовать
динамическую память для размещения
крупных массивов данных. Пусть, например,
требуется обеспечить доступ к элементам
прямоугольной матрицы 100x200 типа EXTENDED. Для
размещения такого массива требуется
память 200000 байт (100*200*10).
Казалось бы, эту проблему можно
решить следующим образом:
var
I,J : integer;
PtrArr : array [1..100, 1..200] of ^rеаl;
for i := 1 to 100 do for j := 1 to 200 do
new(PtrArr[l.J]);
Теперь к любому элементу вновь
созданного динамического массива можно
обратиться по адресу, например:
PtrАrr[1,1]^ := 0;
if PtrArr[i , j*2]^ > 1 then ......
Вспомним, однако, что длина
внутреннего представления указателя
составляет 4 байта, поэтому для
размещения массива PTRARR потребуется 100*200*4
- 80000 байт, что превышает размер сегмента
данных (65536 байт), доступный, как уже
отмечалось, программе для статического
размещения данных.
Выходом из положения могла бы
послужить адресная арифметика т.е.
арифметика над указателями, потому что в
этом случае можно был бы отказаться от
создания массива указателей PTRARR и
вычислять адрес любого элемента
прямоугольной матрицы непосредственно
перед обращением к нему. Однако в Турбо
Паскале над указателями не определены
никакие операции, кроме операций
присвоения и отношения.
Тем не менее, решить указанную
задачу все-таки можно. Как мы уже знаем,
любой указатель состоит из двух слов типа
WORD, в которых хранятся сегмент и смещение.
В Турбо Паскале определены две
встроенные функции типа WORD, позволяющие
получить содержимое этих слов
SEG(X) - возвращает сегментную часть адреса;
OFS(X) - возвращает смещение.
Аргументом X при обращении к этим
функциям может служил любая переменная, в
том числе и та, на которую указывает
указатель. Например, если имеем
p:^real;
................
new(p);
p^:=3.14;
то функция SEG(P) вернет сегментную часть
адреса, по которому располагается 4-байтный
указатель Р, в то время как SEG(P^) - сегмент 6-бай-тного
участка кучи, в котором хранится число 3.14
.
С другой стороны, с помощью встроенной
функции
PTR ( SEG, OFS: WORD ): POINTER
можно создать значение указателя,
совместимое с указателями любого типа.
Таким образом возможна такая
последовательность действий. Вначале
процедурой GETMEM из кучи забираются
несколько фрагментов подходящей длины (напомню,
что за одно обращение к процедуре можно
зарезервировать не более 65521 байт
динамической памяти). Для
рассматриваемого примера удобно
резервировать фрагменты такой длины,
чтобы в них могли, например, разместиться
строки прямоугольной матрицы, т.е. 200 * 10 -
2000 байт. Начало каждого
фрагмента, т.е. фактически начало
размещения в памяти каждой строки,
запоминается в массиве PTRSTR, состоящем из
100 указателей. Теперь для доступа к любому
элементу строки нужно вычислить смещение
этого элемента от начала строки и
сформировать соответствующий указатель:
i,j : integer;
Pr : real;
SizeOfReal =6;
for i:= 1 to 100 do
.........................................
pr:=ptr(Seg(PtrStr[i]^),
if pr^> 1 then ...........
Поскольку оператор вычисления адреса PR:= PTR.. будет, судя по всему, использоваться в программе неоднократно, полезно ввести вспомогательную функцию GETR, возвращающую значение элемента матрицы, и процедуру PUTR, устанавливающую новое значение элемента (правила объявления процедур и функций изложены в гл. 8). Каждая из них, в свою очередь, обращается к функции ADDRR для вычисления адреса. В примере 13 приводится программа, создающая в памяти матрицу из №М случайных чисел и вычисляющая их среднее значение.
П р и м е р 13.
const
SizeOfReal = 6; {Длина переменной типа Real}
N= 100; {Количество столбцов}
M= 200; {Количество строк}
var
i,j : integer;
PtrStr: array[1..N] of pointer;
s: real;
type
RealPoint= ^ real;
{--------------------}
FUNKTION Add(i, j : word) : RealPoint;
Begin
AddrR:= ptr(seg(PtrStr[i])^),
ofs(PtrStr[i]^)+(j-1)* SizeOfReal)
end {AddrR};
{-------------------------}
FUNCTION GetR(i, j : integer): real;
Begin
GetR := AddR(i, j)^
end{GetR};
{----------------------}
Procedure PutR(i, j : integer; x- real);
Begin
AddR(i, j)^:=x
end{PutR};
{------------------------}
Begin {Main}
for i:= 1 to n do
begin
GetMem(PtrStr[i], M* SizeOfReal);
for j:= 1 to M do PutR(i, j, Random)
end;
s:=0;
for i:= 1 to N do
for j:= 1 to M do
s:= s+ GetR(i, j);
writeln(s/(N*M): 12:10)
end{Main}.
В рассмотренном примере
предполагается, что каждая строка
размещается в куче, начиная с границы
параграфа, и смещение для каждого
указателя PTRSTR равно нулю. В
действительности при последовательных
обращениях к процедуре GETMEM начало
очередного фрагмента следует сразу за
концом предыдущего и может не попасть на
границу сегмента. В результате, при
размещении фрагментов максимальной
длины (65521 байт) может возникнуть
переполнение при вычислении смещения
последнего байта.
6.6. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ
ДЛЯ РАБОТЫ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТЬЮ
Ниже приводится описание
как уже рассмотренных процедур и функций,
так и некоторых других, которые могут
оказаться полезными при обращении к
динамической памяти.
Функция ADDR. Возвращает результат типа
POINTER, в котором содержится адрес
аргумента. Обращение:
ADDR(X)
Здесь X - любой объект программы (имя
любой переменной, процедуры, функции).
Возвращаемый адрес совместим с
указателем любого типа. Отметим, что
аналогичный результат возвращает
операция @ .
Функция CSEG. Возвращает значение,
хранящееся в регистре CS микропроцессора (в
начале работы программы в регистре CS
содержится сегмент начала кода программы).
Обращение:
CSEG
Результат возвращается в слове типа WORD.
Процедура DISPOSE. Возвращает в кучу
фрагмент динамической памяти, который
ранее был зарезервирован за
типизированным указателем. Обращение:
DISPOSE (TP )
Здесь ТР - типизированный
указатель. При повторном использовании
процедуры применительно к уже
освобожденному фрагменту возникает
ошибка периода исполнения. При
освобождении динамических объектов
можно указывать вторым параметром
обращения к DISPOSE имя деструктора (подробнее
см. гл.: 10).
Функция DSEG. Возвращает значение,
хранящееся в регистре DS микропроцессора (в
начале работы программы в регистре DS
содержится сегмент начала данных
программы). Обращение:
DSEG ]
Результат возвращается в слове типа WORD.
Процедура FREEMEM. Возвращает в кучу
фрагмент динамической памяти, который
ранее был зарезервирован за
нетипизированным указателем. Обращение:
FREEMEM ( P, SIZE )
Здесь Р - нетипизированный указатель;
SIZE - длина в байтах освобождаемого
фрагмента.
При повторном использовании процедуры
применительно к уже освобожденному
фрагменту возникает ошибка периода
исполнения.
Процедура GETMEM. Резервирует за
нетипизированным указателем фрагмент
динамической памяти требуемого размера.
Обращение:
GETMEM ( Р, SIZE )
За одно обращение к процедуре
можно зарезервировать не более
65521 байта динамической памяти. Если нет
свободной памяти требуемого размера,
возникает ошибка периода исполнения.
Если память не фрагментирована,
последовательные обращения к процедуре
будут резервировать последовательные
участки памяти, так что начало следующего
будет располагаться сразу за концом
предыдущего.
Процедура MARK. Запоминает текущее
значение указателя кучи EAPPTR. Обращение:
MARK(PTR)
Здесь PTR - указатель любого типа, в
котором будет возвращено текущее
значение HEAPPTR. Используется совместно с
процедурой RELEASE для освобождения части
кучи.
Функция MAXAVAIL. Возвращает размер в байтах
наибольшего непрерывного участка кучи.
Обращение:
MAXAVAIL
Результат имеет тип LONGINT. За один вызов
процедуры NEW или GЕТМЕМ нельзя
зарезервировать памяти больше, чем
значение, возвращаемое этой функцией.
Функция MEMAVAIL. Возвращает размер в байтах
общего свободного пространства кучи.
Обращение:
MEMAVAIL
Результат имеет тип LONGINT.
Процедура NEW. Резервирует фрагмент кучи
для размещения переменной. Обращение:
NEW(TP )
Здесь ТР - типизированный указатель. За
одно обращение к процедуре можно
зарезервировать не более 65521 байта
динамической памяти. Если нет свободной
памяти требуемого размера, возникает
ошибка периода исполнения. Если память не
фрагментирована, последовательные
обращения к процедуре будут
резервировать последовательные участки
памяти, так что начало следующего будет
располагаться сразу за концом
предыдущего.
Процедура NEW может вызываться как
функция. В этом случае параметром
обращения к ней является тип переменной,
размещаемой в куче, а функция NEW
возвращает значение типа указатель.
Например:
type
Pint =^integer;
var
p: Pint;
p :=New(Plnt):
При размещении в динамической
памяти объекта разрешается в качестве
второго параметра обращения к NEW
указывать имя конструктора (см. гл.10).
Функция OFS. Возвращает значение
типа WORD, содержащее смещение адреса
указанного объекта. Вызов:
OFS (X)
Здесь X - выражение любого типа или
имя процедуры.
Функция PTR. Возвращает значение типа POINTER
по заданному сегменту SEG и смещению OFS.
Вызов:
PTR ( SEG, OFS )
Здесь SEC - выражение типа WORD,
содержащее сегмент; OFS - выражение типа WORD,
содержащее смещение. Значение,
возвращаемое функцией, совместимо с
указателем любого типа.
Процедура RELEASE. Освобождает
участок кучи. Обращение:
RELEASE ( PTR )
Здесь PTR - указатель любого типа, в
котором предварительно было сохранено
процедурой MARK значение указателя кучи.
Освобождается участок кучи от адреса,
хранящегося в PTR, до конца кучи.
Одновременно уничтожается список всех
свободных фрагментов, которые, возможно,
были созданы процедурами DISPOSE или FREEMEM.
Функция SEG. Возвращает значение типа WORD,
содержащее сегмент адреса указанного
объекта. Вызов:
SEG( X)
Здесь X - выражение любого типа или
имя процедуры.
Функция SIZEOF. Возвращает длину в байтах
внутреннего представления указанного
объекта. Вызов:
SIZEOF( X)
Здесь X - имя переменной, функции
или типа. Например, везде в программе из
примера 13 вместо константы SIZEOFREAL можно
было бы использовать обращение SIZEOF(REAL).
Как уже отмечалось,
администратор кучи - это служебная
программа, которая обеспечивает
взаимодействие пользовательской
программы с кучей. Администратор кучи
обрабатывает запросы процедур NEW, GETMEM,
DISPOSE, FREEMEM и др. и изменяет значения
указателей HEAPPTR и FREELIST. Указатель HEAPPTR
содержит адрес нижней границы свободной
части кучи, а указатель FREELIST - адрес
описателя первого свободного блока. В
модуле SYSTEM указатель FREELIST описан как POINTER,
однако фактически он указывает на
следующую структуру данных:
type
PFreeRec = ^TFreeRec;
TFreeRec = record
Next : pointer;
Size : pointer;
end;
Эта списочная структура
предназначена для описания всех
свободных блоков памяти, которые
расположены ниже границы HEAPPTR.
Происхождение блоков связано со
случайной последовательностью
использования процедур NEW-DISPOSE или
GETMEM-FREEMEM («ячеистая» структура кучи). Поле
NEXT в записи TFREEREC содержит адрес описателя
следующего по списку свободного блока
кучи или адрес, совпадающий с HEAPEND, если
этот участок последний в списке. Поле SIZE
содержит ненормализованную длину
свободного блока или 0, если ниже адреса,
содержащегося в HEAPPTR, нет свободных
блоков. Ненормализованная длина
определяется так: в старшем слове этого
поля содержится количество свободных
параграфов, а в младшем - количество
свободных байт в диапазоне 0... 15.
Следующая функция преобразует значение
поля SIZE в фактическую длину свободного
блока:
Function BlockSIze(SIze: pointer): Longlnt;
( Функция преобразует ненормализованную
длину свободного блока в байты }
type
PtrRec = record Lo, HI : word
end;
var
LengthBlock : longlnt;
BEGIN
BlockSize := Longint(PtrRec(Size).HI)*16 + PtrRec(SIze).Lo
END;
Сразу после загрузки программы
указатели HEAPPTR и FREELIST содержат один и тот
же адрес, который совпадает с началом
кучи (это адрес содержится в указателе
HEAPORG). При этом в первых 8 бай - кучи
хранится запись, соответствующая типу
TFREEREC (поле NE содержит адрес, совпадающий
со значением HEAPEND, а поле SIZ ноль, что
служит дополнительным признаком
отсутствия «ячеек» в динамической памяти).
При работе с кучей указателя и FREELIST будут
иметь одинаковые значения до тех пор,
пока в куче не образует хотя бы один
свободный блок ниже границы,
содержащейся в указателе HEAPPTR. Как только
это произойдет, указатель FREELIST станет
ссылаться на начало этого блока, а в
первых 8 байтах освобожденного участка
памяти будет размещена запись TFREEREC.
Используя FREELIST начало списка, программа
пользователя всегда сможет просмотреть в
список свободных блоков и при
необходимости модифицировать его.
Описанный механизм вскрывает один
весьма существенный недостаток,
связанный с работой администратора кучи
в версии 6.0: в любой освободившийся блок
администратор должен поместить
описатель этого блока, а это означает, что
длина блока не может быть меньше 8 байтов
Администратор кучи всегда выделяет
память блоками, размер которого кратен
размеру записи TFREEREC, т.е. кратен 8 байтам.
Даже ее программа запросит 1 байт,
администратор выделит ей фактически 8
байт. Те же 8 байт будут выделены при
запросе 2, 3 ,..., 8 байт; при запрос 9 байт
будет выделен блок в 16 байт и т.д. Это
обстоятельство след учитывать, если Вы
хотите минимизировать возможные потери
динамической памяти. Если запрашиваемый
размер не кратен 8 байтам, в куче
образуется «дырка» размером от 1 до 7 байт,
причем она не может использоваться ни при
каком другом запросе динамической памяти
вплоть до момента, когда связанная с ней
переменная не будет удалена из кучи.
Если при очередном обращении к
функции NEW или GETM. администратор не может
найти в куче нужный свободный блок, он
общается к функции, адрес которой
содержит переменная HEAPERR Эта функция
соответствует следующему процедурному
типу:
type
HeapErrorFun = function (Size : word) : integer;
Здесь SIZE - размер той переменной,
для которой нет свободной динамической
памяти. Стандартная функция, адрес
которой при запуске программы содержит
переменная HEAPERROR возвращает 0, что
приводит к останову программы по ошибке
периода счета с кодом 203 (см.: прил. 3). Вы
можете переопределить эту функцию и
таким образом блокировать останов
программы. Для этого необходимо написать
собственную функцию и поместить ее адрес
в указатель HEAPERROR. Например:
FUNCTION HeapFunc(Size : Word) : integer; far;
Begin
HeapFunc := 1
end;
HeapError := @HeapFunc;
Отметим, что функция типа HEAPERRORFUN
вызывается только в том случае, когда
обращение с требованием выделения
динамической памяти было неуспешным. Она
может возвращать одно из трех значений:
• 0 - прекратить работу программы;
• 1 - присвоить собственному указателю значение NIL и продолжить работу
программы;
• 2 - повторить выделение памяти;
разумеется, в этом случае внутри ,
функции типа HEAPERRORFUN необходимо
освободить память нужного размера.